← Блог

Сензитивные периоды развития

Каждый ребенок – уникальная и неповторимая личность, в котором от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир.

 До 3 – 6 лет у ребенка впитывающее сознание, уникальный механизм познания, позволяющий ему впитывать все, как губка, без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ребенок за короткий срок выстраивает свою картину мира. Помогают ему в этом сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к формированию определенных умений и навыков без особых усилий с их стороны. Благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. В наших силах в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша.

Сензитивные периоды:

С 0 до 6 лет – период развития речи. 3 года – пик речевого развития, а после 6 лет речевые центры закрываются.

С 0 до 6 лет – период сенсорного развития. А с 2,5 до 6 лет – происходит утончение сенсорных впечатлений, восприятия, органов чувств. Первая стадия развития ума – сенсоматорная. В этот период нужно развивать:

*  Запаховую чувствительность (чем лучше ребенок чувствует запах, тем, он умнее);

*  Вкусовую чувствительность (замечена тенденция: умные дети кушают меньше и избирательно);

*  Тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук:

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями. Носик, ротик, лицевые мышцы, руки, ступни – основные органы познания и развития мозга. Замечено, что пластмасса раздражает рецепторы головного мозга и ребенок становится более нервным, возбудимым, поиграв  с такими игрушками, а натуральные материалы, напротив,  благоприятно сказываются на состоянии ребенка. Например, дерево гармонизирует, игра с песочком успокаивает и приводит к «заземлению» негативной психической энергии, стабилизирует эмоциональное состояние, вода снимает повышенную возбужденность.

    ubk8bWoBMqA.jpg         

*  Двигательную активность (чувствовать пространство, преодолевать проблемы, слышать, видеть…)

Нормальное состояние бордствующего ребенка – движение.

С 1 до 4 лет – период освоения движений и действий, координация развития мышц. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Примерно к 4 годам ребенок в состоянии освоить все виды движения, доступные взрослому.

С 1,5 до 3, 3,5 лет – период интереса к мелким деталям. Так ребенок познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза, интенсивно развивает мелкую моторику и мускулы руки.

С 1,5 или с 2 до 4 лет – период восприятия порядка. Так проявляется потребность ребенка в безопасности, последовательности и стабильности в отношении с окружающим миром и людьми. Позже внешний порядок перейдет во внутренний, легче будет происходить усвоение математических знаний в будущем.

С 2 до 6 лет – период  социальной адаптации и усвоения норм поведения в обществе. Ребенку интересны отношения с другими детьми и взрослыми, он активно впитывает модели поведения, нравственные основы.

h0B6Cp2nOUM.jpg     pimgpsh_fullsize_distr.jpg

С 2 до 6 лет – активно развиваются музыкальные способности.

После 4 – 5 лет появляется интерес к чтению. Хорошо использовать тактильную чувствительность: например, с завязанными глазами пощупать буквы.

Эти благоприятные периоды у каждого ребенка могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев.

Ребенок – великий труженик, ему не важен результат работы, а важен сам процесс, он может повторять одно и то же столько, сколько ему нужно.

   aKMFCH853ik.jpg       K1k9Dt4uYTE.jpg

Развитие ребенка происходит только через саморазвитие и собственный выбор.

Ребенок делает не просто то, что он хочет, а то, к чему он готов и что ему нужно.

А взрослым нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть уголек в топку его ума»:

- создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

- не мешать ребенку самостоятельно  приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит.

М. Монтессори считала, что детям необходимо научиться быть самостоятельными. «Помоги мне это сделать самому» – таков девиз методики М. Монтессори.

Конечно, не у каждой мамы хватит терпения наблюдать, как ее чадо, размазывает грязь, вытирая стол, или моет чашку, расплескивая воду. Гораздо легче помыть самой – и времени займет меньше, и результат будет лучше. Но тогда малыш решит, что любое его начинание бессмысленно, потому что он не находит поддержки у любимого человека. А значит быть самостоятельным  не интересно и не нужно.

Но на сколько окупятся мамины старания, когда она увидит плоды своей выдержки, терпения и доверия к своему ребенку! А главное, все то, что ребенок получает в этом нежном возрасте скажется на всю его оставшуюся жизнь.

06.04.16

Похожие статьи

ООО «Детский клуб «Кидстер»

г. Минск, ул. Стариновская 31, пом. 5Н

УНП 192562797

р/с 3012271613009 в ЗАО «Альфа-Банк», код 270

свидетельство №192562797 выдано 11 ноября 2015 г.

Публичный договор 


p51.png    raschet.png

Режим работы:

понедельник-суббота

9:00–20:00


Телефон:
+375 44 790-80-80

Присоединяйтесь в соцсетях:
Facebook 
Вконтакте 
Одноклассники 
Instagram