← Блог

Монтессори-подход: как приучить ребенка к туалету

Суть Монтессори подхода: «следуем за ребёнком» и «даём ребёнку независимость там, где он может ею воспользоваться». Родители и педагоги – связующее звено между ребёнком и его окружающей средой. Мы рядом для того, чтобы помогать ребёнку, а не делать что-либо вместо него. 

Вопрос туалета является важным этапом в плане формирования независимости и самостоятельности, контроля за своим телом, не допускающим насилия и принуждения.

Т.к. этот процесс, прежде всего, физиологический, то он зависит от самого ребенка. Успешность его протекания зависит от степени его физиологической зрелости, психологической готовности и условий, созданных для этого. Принуждение в этом вопросе, стремление родителей сделать это как можно быстрее, приводит к обратным результатам. Ну а подготовку малыша лучше начинать с рождения. Ощущение дискомфорта после похода в туалет помогает ребенку понять суть процесса.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку с точки зрения Монтессори-подхода:

  • Дать ребёнку понять, что происходит после того, как он сходит в туалет.
  • Дать ребёнку возможность контролировать этот процесс. 
  • Помнить девиз Монтессори-педагогики: «Помоги мне сделать это самому».

Approach_To_Toileting_001.jpg

Знакомство с фактическими последствиями процесса. Ощущение дискомфорта.

  • Ребёнок должен ощущать дискомфорт от мокрой одежды. Из-за современных одноразовых подгузников дети перестали испытывать дискомфорт. Чтобы ребёнок научился распознавать ощущения влажности и сухости, лучше всего использовать хлопковые трусики и многоразовые подгузники. Эти ощущения помогают ребёнку усвоить и понять процессы мочеиспускания и дефекации.
  • К тому времени, когда дети научатся сидеть, они уже будут способны контролировать свой мочевой пузырь. Процесс миелинизации в области сфинктера заканчивается около 9 месяцев.
  • Дети, которым знакомо чувство дискомфорта от мокрого белья и чувство сухости, усваивают, что быть сухим лучше. Вследствие этого они приучаются задерживать мочеиспускание на всё более долгие периоды.
  • Одноразовые подгузники лучше использовать лишь для длительных поездок и во время болезни. Возможно, во время ночного сна.

Участие детей в происходящем.

  • Всегда держите горшок и туалетные принадлежности в одном и том же месте. Если ребёнка сажать на горшок в разных частях дома, это приводит к нарушению у него чувства порядка и невозможности понять, какое место является подходящим для похода в туалет, а какое – нет. 
  • Когда ребёнок проявляет больше интереса к сидению на унитазе или горшке, вы можете понемногу учить его, как снять штанишки, сесть на унитаз или горшок, пользоваться туалетной бумагой, подтянуть свои штанишки, спускать воду в туалете и вымыть руки.
  • В ванной комнате можно оставить большое количество тряпочек для уборки, ведро для вымоченной одежды, и стопку чистых трусиков. 
  • Ребёнку может помочь то, что он сам положит мокрые трусы в ведро с грязной одеждой и сам оденет сухие. Когда он вовлечён в процесс, он чувствует, что он управляет процессом сам, а не зависит от взрослого. Даёт ребёнку чувство контроля над происходящим: «Я смогу, я справлюсь с нуждами своего тела». Часто взрослые так быстро заменяют подгузники, что ребёнок даже не успевает понять, что произошло. Поэтому не стоит опережать события и торопить ребёнка.

img_7baf52bfbbc63f24e423602dc7976a1c_2_475x315.jpg

Что делать взрослому?

  • Для взрослых важно устраниться от процесса, как только ребёнок научится самостоятельно ходить в туалет.
  • Нужно дать рёбенку возможность чувствовать себя успешным и уверенным, например, ребёнка, который уже стоит, нужно переодевать стоя и использовать низкий горшок, чтобы ребёнок чувствовал себя устойчиво, безопасно и удобно.
  • Нельзя заставлять ребёнка идти в туалет или садиться на горшок.
  • Нельзя ругать его или преувеличенно хвалить.
  • Нужно давать ребёнку время, чтобы успешно завершить процесс. Он должен всё понять на собственном опыте.

Использование туалета – самая естественная часть нашей жизни. Но не нужно преувеличивать значение этой части, то есть не нужно аплодировать и поздравлять ребёнка после каждого похода в туалет.

Придерживайтесь реальных фактов: мокро и сухо, грязно и чисто.

priuchit-rebenka-k-gorshku.jpg

Как быть с ночным сном?

Во время ночного сна ребёнку тоже важно ощущать влажность, чтобы знать, что происходит, когда он писает во сне. Но вот родителям это вряд ли понравится. Можно использовать непромокаемые простыни и пелёнки.

Чем меньше взрослый задействован в процессе, тем меньше стресса будет испытывать ребёнок, и это позволит ему освоить процесс тогда, когда он будет к этому готов, с удобной для него скоростью и в удобное для него время.

Недостатки одноразовых подгузников:

  • Ребёнок не чувствует, что он сходил в туалет.
  • Ребёнок не осознает, как работает его тело.
  • Парниковый эффект синтетических подгузников вреден для ребёнка. Кроме того, он даёт неправильное представление об этой области тела.
  • Опрелости от синтетических подгузников, как правило, сильнее, чем от многоразовых, потому что одноразовые приходится менять реже. Химикаты в подгузниках вступают в реакцию с мочой и могут вызывать раздражение кожи.

rebenok-na-gorshke.jpg

Дети, которым позволили самостоятельно регулировать эту область жизни, справляются с ней лучше и быстрее, чем дети, носящие одноразовые подгузники. Но самое главное, они приучаются к туалету тогда, когда они к этому готовы. Нужно сказать, что эти принципы применимы к детям, у которых нет медицинских или иных особенностей развития. При наличии этих особенностей нужно адаптировать подход с учётом рекомендаций лечащего врача или психолога.

25.04.16

Похожие статьи

ООО «Детский клуб «Кидстер»

г. Минск, ул. Стариновская 31, пом. 5Н

УНП 192562797

р/с 3012271613009 в ЗАО «Альфа-Банк», код 270

свидетельство №192562797 выдано 11 ноября 2015 г.

Публичный договор 


p51.png    raschet.png

Режим работы:

понедельник-суббота

9:00–20:00


Телефон:
+375 44 790-80-80

Присоединяйтесь в соцсетях:
Facebook 
Вконтакте 
Одноклассники 
Instagram