← Блог

10 мифов о методике М.Монтессори


Методике Марии Монтессори уже более ста лет. Это должно указывать на ее понятность и доступность, однако методика М.Монтессори окружена большим количеством мифов, искажающих представление о ней. Попробуем разобраться вместе.

  

МИФ 1. Педагогика М.Монтессори для детей с отклонениями в умственном развитии.

Действительно, Мария Монтессори после окончания медицинского университета около двух лет работала в ортофренической школе. А после Мария ушла оттуда и более полувека посвятила разнообразной деятельности с обычными детками. Она принимала участие в борьбе с детским трудом. Получила степень по антропологии и была назначена заведующей кафедрой антропологии университета в Риме. Всю жизнь занималась образованием и самообразованием. Возглавляла научно-исследовательский институт в Испании. Читала сначала лекции, а затем и обучающие курсы по всему миру с целью распространения гуманистических идей научной педагогики.

Известно, что врачи, психологи и педагоги подтверждают свои гипотезы, исследуя именно детей с ограниченными возможностями – ведь яснее виден результат. Если гипотеза подтверждается, то с утроенной силой, она может работать у обычных детей. Всю свою жизнь Мария посвятила детям и изучению их природы.

МИФ №2 М.Монтессори бросила своего ребёнка, чтобы заниматься с чужими детьми.

Чтобы правильно понять, что же действительно произошло, важно понимать законы и устои того времени. Мария Монтессори родилась в 1870 году и в возрасте 25 лет стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Это было бы невозможно, если бы отец не сопровождал её на каждую лекцию, потому что девушка не могла посещать их без сопровождения мужчины.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году у нее родился у сын Марии – Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Именно поэтому до 10 лет он жил и воспитывался в деревне. Мария навещала его по выходным дням, проводя с ним много времени в играх и общении, что было нетипично для её современниц. Ведь многие итальянки отдавали своих малышей на воспитание гувернёрам и лишь вечером желали детям спокойной ночи.

Когда Марио стал старше, Мария забрала мальчика, и с тех пор они довольно редко расставались до самой её смерти. Марио стал её соратником и при жизни матери много работал вместе с ней, оберегал от забот. Марио Монтессори внёс значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всём мире.

  

МИФ 3. Среда Монтессори — это искусственно созданная среда, перенасыщенная предметами, которые не могут научить ребенка жить в реальном мире.

Педагогика Марии Монтессори действительно является средовой педагогикой. Здесь нет основных средств обучения, таких привычных для всех нас: доска, парта, учебник. Однако упор делается на разнообразный обучающий вспомогательный материал, как классический, так и сделанный своими руками. Разумеется, специально подготовленную среду можно назвать искусственной, поскольку она состоит из многих культурных предметов, созданных руками педагога. Но она не более искусственна, чем среда обычного школьного кабинета.

Материалы М.Монтессори способны:
- удовлетворить потребности ребенка в изучении окружающего мира;
- способствовать в получении навыков чтения, письма, математики;
- развить мелкую моторику;
- углубить концентрацию внимания;
- развить сенсорные чувства.

В Монтессори-пространстве ребенок по-настоящему ухаживает за растениями, чистит и полирует предметы из дерева и металла, моет посуду, режет настоящие овощи и фрукты, пишет, считает, строит, пересыпает.

Кроме того, ребенок учится самостоятельно мыслить и делать свой выбор, отвечать за себя и оценивать свои поступки, считаться с мнением других. Все эти знания, умения и навыки пригодятся ему в дальнейшей социальной жизни.

  

МИФ 4. Дети не овладевают навыками социализации, поскольку чаще всего учатся автономно, сами с собой.

Действительно, заглянув в группу Монтессори, вы можете увидеть деток, которые работают самостоятельно. Но они имеют полное право на это, ведь и нам, взрослым, нередко хочется полностью погрузиться в любимое дело в одиночестве. Педагог лишь показывает, как спокойно говорить о своем желании работать самостоятельно другим детям.

Однако, на ряду с индивидуальной работой, в группе Монтессори очень часто можно увидеть парную и групповую работу. Разновозрастная группа способствует социализации детей и их общению в роли младшего/старшего. Дети учатся взаимодействовать при работе с одним материалом, в общих кругах, подвижных играх и общих творческих проектах. Все материалы представлены в единственном экземпляре: если двое малышей увлеклись одним материалом — им просто необходимо договориться друг с другом!)

Практика более ста лет показывает, что дети Монтессори-школ как раз более контактны, чем в обычных учебных заведениях. Они приветливы, доброжелательны, спокойны и легче адаптируются в незнакомом коллективе. Это потому, что им постоянно приходилось приспосабливаться к поведению младших или старших детей.

   samostoiatelnost05.jpg

МИФ 5. Монтессори-педагогика не сочетается с существующими дошкольными и школьными программами.

Можно сказать, что это и не миф вовсе! Ведь монтессори-метод не имеет единой программы обучения и воспитания детей, он не программный. Данный подход предполагает самостоятельное учение каждого ребенка по собственной уникальной траектории. Учитель не учит, а создает условия для максимально полного удовлетворения потребностей детей того или иного возраста. Педагоги скорее выступают в роли организатора образования.

Однако, все же можно говорить о возможности комбинирования. Так например, государственные школы Мексики используют математический материал М.Монтессори для введения понятия дроби и степени. По всему миру открываются муниципальные дошкольные учреждения, применяющие данный метод (Финляндия, Индия, Голландия), в СНГ распространены монтессори-группы в государственных садах. Более того, множество педагогов используют элементы методики М.Монтессори, но порой даже не догадываются об этом!

samostoiatelnost04.jpg  samostoiatelnost02.jpg

МИФ 6. Система Монтессори рождена в Европе, и нечего ее «использовать» в нашей стране.

Ценность Монтессори-педагогики в том, что она абсолютно лишена какой бы то ни было идеологичности. Она исходит из понимания ребенка, как уникально развивающегося существа.

Метод Монтессори опирается на базовые потребности ребенка. Малыш просто впитывает особенности культурной среды, в которой находится. Монтессори-класс узнаваем в любой стране. В разделе жизненной практики есть презентация, где ребенок учится оперировать столовыми приборами. Но в восточных странах, к примеру, ребенок может манипулировать палочками, а в европейских – ложкой. И оба будут действовать в рамках своей национальной культуры.

Каждый малыш, независимо от страны и национальности, проходит одни и те же сензитивные периоды. Они универсальны для всех людей. Именно поэтому Монтессори-школы существуют сегодня в очень многих странах мира.

samostoiatelnost03.jpg

МИФ 7. В детских садах М.Монтессори не играют, хотя известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников.

Прежде чем это утверждать, надо понять, что Мария Монтессори понимала под игрой. Она ведь не отрицала ее, но предлагала для игры другие рамки. «Часто ребенка ссылают в мир игрушек, – говорила Монтессори, – удаляют его от дел, которые нужны ему для внутреннего развития».

А разве это не так? Мир современного ребенка действительно насыщен копиями предметов, которые есть в мире взрослых. Например, игрушечная стиральная доска или набор посуды… Не лучше ли дать в руки ребенку настоящую посуду и предоставить возможность ее мыть. Таким образом удовлетворить его потребность в действии и позволить осваивать реальный окружающий мир.

Осмысленное действие – вот что важнее. Внимательные наблюдения за детьми позволяют утверждать, что ведущей для маленького ребенка является не игра, а полезная деятельность. Играет же он, отдыхая от этой полезной деятельности.

samostoiatelnost01.jpg  

МИФ 8. Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, поскольку существуют правила обращения с дидактическим материалом, построения классной среды, уклада жизни. Дети вряд ли выйдут из такой школы творческими людьми.

Действительно, из Розовой башни педагог не позволит детям строить паровоз, как невозможно расческой чистить зубы. Но после того, как в разуме ребенка произойдет все, ради чего эта «розовая башня» придумывалась, он может создавать все новые и новые способы упражнений с ней. И дети с удовольствием делают это. Ведь у любого настоящего творчества должны быть внутренние основания. Ничто не возникает на пустом месте.

Дети с радостью занимаются творчеством в монтессори группе. Причем это происходит не по требованию взрослых, а по неутолимому естественному желанию самих детей. Иногда это просто кусочки теста, покрашенные краской — и в этом тяжело угадать какую-либо форму. Но малыш точно знает, что он создаёт в этот момент. Дети учатся работать с разными материалами, осваивают новые техники, а главное — наслаждаются самим процессом.

 

МИФ 9. Невозможно работать в группе с детьми разного возраста.

Младшему 3 года, а старшему 5 лет. Но ведь именно такова и многодетная семья. Монтессори-класс, действительно, похож на семью. Общаясь между собой, дети как бы сами себя «ведут», сами себя обучают премудростям жизни.

Разновозрастность позволяет уменьшить количество детских конфликтов. У разновозрастных детей социальная иерархия выстроена естественным образом. Старший – лидер, младший - опекаем. И возможность прожить все три ступеньки: побыть младшим, средним и старшим, помогает ребенку преодолеть кризисы возраста. Монтессори-школа похожа еще на яснополянскую школу Льва Николаевича Толстого. Там тоже учили всех сразу, не разделяя детей по возрасту.

  

МИФ 10. В Монтессори-школах полная свобода, нет никаких правил.

Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребенка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нем дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмется и как, и кого ударит – не ведаем.

Мария Монтессори позиционировала отсутствие правил, как «свободу-в-дисциплине». На занятиях можно делать все, что не навредит другим детям и окружающей среде.


как растить счастливых детей
зависимость счастья детей
музыкальное развитие
учимся договариваться 

28.06.16

Похожие статьи

ООО «Детский клуб «Кидстер»

г. Минск, ул. Стариновская 31, пом. 5Н

УНП 192562797

р/с 3012271613009 в ЗАО «Альфа-Банк», код 270

свидетельство №192562797 выдано 11 ноября 2015 г.

Публичный договор 


p51.png    raschet.png

Режим работы:

понедельник-суббота

9:00–20:00


Телефон:
+375 44 790-80-80

Присоединяйтесь в соцсетях:
Facebook 
Вконтакте 
Одноклассники 
Instagram