← Блог

Монтессори: Такие важные сензитивные периоды развития

Не упустить момент!

Мария Монтессори (выдающийся ученый, врач-антрополог, философ, психиатр, психолог, педагог-гуманист) наблюдала в детях мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению их собственной личности. Она открыла тот механизм, с помощью которого ребенок сам формирует себя и назвала его «впитывающим умом». Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие.

Этот уникальный механизм познания позволяет малышу 3‑6 лет впитывать все, как губка, легко и без оценки. Благодаря такому впитывающему сознанию ребенок за короткий срок выстраивает свою картину мира и видение самого себя. Помогают ему в этом сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности, способам эмоционального реагирования, выявления дарований без особых усилий, на основе некоторого внутреннего импульса. Они универсальны, так как возникают в ходе развития всех детей, и индивидуальны в проявлениях у каждого ребенка.

Пример из практики педагога.

Дэмиан, 2,8 года, сейчас сам читает сказки на русском и слова на английском языках.

Мама Мария: «У Дэми очень хорошая память и слух. Он никогда не переделывал слова, а сразу говорил правильно. Если слово было для него сложным, то он его не произносил. Легко может придумать рифму, четко определяет такт. У него папа звукорежиссер и музыкант. В 2,4 мы случайно обнаружили, что он умеет читать  научился сам. Думаю, началось все с доски для рисования и магнитных букв к ней, которые Дэмиану подарили в 1,3. Его очень заинтересовали буквы и через пару недель он их уже знал. В 1,5 Деми уже умел считать правильно предметы. Были у нас карточки со словами по методике Долмана, но занимались мы по ним бессистемно. Правда, много играли с буквами, по-разному: лепили их, украшали, играли в слоги, показывали обучающие мультики».

Такие благоприятные периоды длятся определенное время и уходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей, умений или нет.

Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому внимательно наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем.

Статья1-.jpg               Статья 2-.jpg      

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но:

- может и обязан знать о существовании таких периодов в развитии ребенка и их особенности;

- может наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода;

- может предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.

11 периодов

Пол Эпштейн,доктор философии, описывает 11 сензитивных периодов (согласно методике Монтессори).

1.  Сензитивный период восприятия порядка

(0–3 года, этап наивысшей интенсивности – около 2–2,5 года).

Внешний порядок помогает ребенку разобраться в хаосе мира. Ему насущно необходим порядок в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом: порядок в мыслях, поступках, формирует саморегуляцию поведения в целом. Именно поэтому Монтессори-среда – маленькая модель мира для ребенка, разделенная на определенные зоны, где все материалы и пособия строго упорядочены и всегда находятся на своих местах.

2.  Сензитивный период развития движений и действий

(1–4 года).

Примерно к 4 годам ребенок в состоянии освоить все виды движения, доступные взрослому. К этому возрасту его интересуют все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации и свободы. В Монтессори-среде перенос материалов и его частей, отсутствие парт, наличие двигательной зоны, где ребенок в любой момент может снять излишнее напряжение, помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в двигательной активности.

3.  Сензитивный период восприятия маленьких предметов

(1,5–5,5 года).

В этом возрасте ребенок получает удовольствие от манипуляции мелкими бусинками, пуговицами, монетками, фасолью, желудями и т. д., из чего состоят многие пособия развития мелкой моторики, и упражнений с сыпучими материалами. Можно перекладывать, пересыпать, нанизывать, прятать, сортировать. Малыша интересует целое и части. Так он познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза, интенсивно развивает моторику, осваивает пинцетный и щипковый захваты, тренирует координацию движений, внимание и усидчивость.

4.  Сензитивный период вежливости и этикета, развития социальных навыков

(2 года – 6 лет).

Это период социальной адаптации и усвоения норм поведения в обществе. Ребенку интересны отношения с другими детьми и взрослыми, он активно впитывает модели поведения, нравственные основы. Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством его личности. Дети учатся самостоятельно сервировать стол, вежливо договариваться между собой (этому может способствовать в группе наличие всех материалов в единственном экземпляре: ребенок проникается сознанием того, что необходимо уважать других и уметь ждать).

5.  Сензитивный период сенсорного развития

(0–5,5 года),

утончения чувств

(2,5 года – 6 лет)

Ребёнок учится наблюдать и дифференцировать свои сенсорные впечатления и ощущения. В этот период нужно развивать:

- запаховую чувствительность;

- вкусовую чувствительность;

- тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук:

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями.Носик, ротик, лицевые мышцы, руки, ступни – основные органы познания и, следовательно, развития мозга.

В условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем должен позаботиться педагог или родитель), ребенок может сам подойти к тому сенсорному материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас.

Замечено, что дерево как материал (при игре с ним ребенка) гармонизирует, игра с песочком успокаивает и стабилизирует эмоциональное состояние, вода снимает повышенную возбужденность.

6.  Сензитивный период развития речи

(0–6 лет, пик развития – в 3 года)

В возрасте около 1,5 года ребенок наиболее чувствителен к нормам языка. Поэтому речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Лучше всего как можно больше рассказывать историй, различных по жанру, являющихся образцами хорошего стиля. А в возрасте 2,5–3 лет можно наблюдать эгоцентрическую речь ребенка и услышать вслух все то, о чем малыш в настоящий момент думает.

7.  Сензитивный периодписьма

(от 3,5 до 4,5 года)

Дети стремятся воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге. Для этого периода существуют различные вспомогательные средства. Например, в методике Монтессори есть специально металлические рамки-вкладыши, которые можно обводить, цифры и буквы из шершавой бумаги. В этом случае ребенок при помощи пальцев изучает контур каждой цифры и буквы, а потом учится их писать на сыпучем материале, на бумаге.

8.  Сензитивный период чтения

(от 3 лет до 5,5 года)

Ребенок интересуется символическим обозначением звуков буквами и образованием слов. Работая с подвижным алфавитом, он выкладывает рядом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания, вплоть до простых слов. А в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно способен научится читать.

9.  Сензитивный период пространственных отношений

(от 4 до 6 лет)

У ребенка формируется способность представлять план знакомого места, он любит находить дорогу в окрестностях, интересуется составлением сложных мозаик.

10. Сензитивный период музыки

(от 2 до 6 лет)

У детей появляется спонтанный интерес к развитию звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии.

11. Сензитивный период математики

(от 4 до 6 лет)

В этом возрасте происходит формирование математических представлений, на­выков счета,представлений о количествах, развивается математическое мышление. Дети получают представление о количестве предметов, порядковом и количественном счете, учатся распознавать и писать цифры, знакомятся с десятичной системой. В методике Монессори основной принцип предъявления ребенку математических материалов – принцип восхождения от конкретного к абстрактному и сравнение.

Статья 3-.jpg             Статья 4.jpg

Понять и помочь!

Сензитивные периоды у каждого ребенка могут быть сдвинуты в ту или иную сторону. Но согласно методике Монтессори развитие ребенка происходит, прежде всего, через саморазвитие и собственный выбор. Ребенок – великий труженик, ему не важен результат работы, а важен сам процесс, он может повторять одно и то же столько, сколько ему нужно. Он делает не просто то, что он хочет, а то, к чему он готов (!) и что ему нужно.

А взрослым нужно только вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть уголек в топку его ума». 

Как это сделать?

1.  Создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения.

2.  Не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости или если ребенок сам вас об этом попросит.

Вы удивитесь, насколько окупятся родительские старания, если прорастут плоды выдержки, терпения и доверия к своему ребенку! А главное – все то, что ребенок получает в этом нежном возрасте, скажется на всей его жизни!..

Наталья Анатольевна Жук,

директор детского клуба «Кидстер»


адаптация к школе
плачет ребенок
открытый урок
голодная гусеница! 

26.08.16

Похожие статьи

ООО «Детский клуб «Кидстер»

г. Минск, ул. Стариновская 31, пом. 5Н

УНП 192562797

р/с 3012271613009 в ЗАО «Альфа-Банк», код 270

свидетельство №192562797 выдано 11 ноября 2015 г.

Публичный договор 


p51.png    raschet.png

Режим работы:

понедельник-суббота

9:00–20:00


Телефон:
+375 44 790-80-80

Присоединяйтесь в соцсетях:
Facebook 
Вконтакте 
Одноклассники 
Instagram