← Блог

Дети — это отражение своих родителей?

Начнем, казалось бы, издалека. Итак, свершилось: вы узнали, что станете родителями! Какие чувства вы испытали при этом? Радость, предвкушение, восторг, ликование, а может страх, неуверенность, сомнения?  Уже на этом этапе ваши мысли и чувства начали свою работу по формированию будущего вашего ребенка. Исследователи многих стран доказали, что желанные дети в дальнейшей жизни более успешны и активны, чем их сверстники, чьи родители сомневались в необходимости появления детей на свет.

Время идет, в мамином животике растет и развивается малыш. А в головах будущих родителей зарождаются, развиваются и детализируются представления о будущем родительстве. Перед мысленным взором проносятся картинки идеальной семьи. И вы уже знаете, как должны себя вести идеальный папа, идеальная мама и идеальный ребенок. Кто-то точно знает, в какие кружки и секции отдаст свое ненаглядное чадо, как будет радоваться его успехам, гордиться им. Будущие родители размышляют о том, как будут принимать своего ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Но чаще всего они думают, что недостатков не будет, ведь так?

Особенно продвинутые и обстоятельные родители активно готовятся: читают книги, слушают лекции, посещают семинары и тренинги, общаются с уже состоявшимися родителями. В общем, вооружаются знаниями о развитии и воспитании детей на все случаи жизни.

И вот ребенок появляется на свет. Маленькое, нежное, трепетное создание доверчиво смотрит на вас своими милыми глазками. Родители для него небожители, боги, истина в последней инстанции, образец для подражания. Да, с возрастом это убеждение будет видоизменяться, но в первые, и самые важные дошкольные годы жизни, именно вы, уважаемые родители, являетесь вершителями и ваятелями судеб детей. 

младенец смотрит.jpg

От того, какое отражение вы дадите ребенку, какие ростки его личности подпитаете, насколько сможете принять его в его инаковости и отличности от вас и вашего ожидаемого образа, и будет зависеть дальнейшая жизнь вашего чада.

И именно здесь начинается самое трудное. На осознаваемом уровне, на уровне ума вы все с этим полностью согласны, вы делаете все, что велено умными книгами и семинарами, но почему-то в вашем случае это не работает. Попробуем копнуть немного глубже и посмотреть со стороны.

Танечку, семи лет от роду на прием привезла мама. Еще по телефону сообщила, что они уже обращались за психологической помощью, специалист приезжала к ним на дом, но вскоре отказалась от работы, так как не выдержала, не справилась с провокациями Танечки. Танечка её «выжила». Причина обращения: сложности адаптации в школе, нестабильное эмоциональное состояние. Ребенок может закатить истерику в любом месте и по любому поводу, в наличии куча страхов. Я не буду описывать всю симптоматику, которая была озвучена мамой и выявлена в процессе работы, в данном случае это не столь важно. Скажу лишь, что Танечка, в связи с особенностями своего поведения, прошла обследование у психоневролога, и патологий выявлено не было. Опущу и подробности наших с ней встреч, хотя рассказать есть о чем: сломанные вещи, крики, которые можно было услышать даже на улице, припадки ярости, укусы и прочие радости.

В беседах с мамой всегда звучал лейтмотив: я не знаю, что с ней делать, мне стыдно, она ведет себя не нормально, любой выход с ней в свет – испытание для меня, как на нас посмотрят люди… Выяснилось, что мама, дочь заслуженного Учителя, всю жизнь сама пыталась соответствовать маминым ожиданиям, не опозорить её, заслужить любовь и признание. Её успехи, награды, диплом с отличием, брак с достойным уважаемым мужчиной, такая же правильная старшая дочь – все легло на алтарь маминой любви и признания. А вот с младшенькой Танечкой случилась осечка.

Чего же своим поведением хотела добиться девочка, что хотела показать маме? Танечка всего лишь хотела, чтобы её любили и принимали такой, какая она есть. Любили безусловно, не за достижения (а нужно сказать, что она не смотря ни на что лучшая ученица в классе), не за прилежное поведение, а просто потому, что она есть в этом мире. А ещё она возвращала своей маме то, на что та не решалась сама: подать голос протеста, заявить во всеуслышание о себе, о своих желаниях и предпочтениях. И мама не была в состоянии все это в себя принять, поместить и переработать такие новые и чуждые для себя чувства и эмоции.

К сожалению, я не могу вас порадовать и сообщить, что все разрешилось окончательно и бесповоротно. Часть симптоматики снята, отношения улучшились. Но и Танечку, и её маму впереди еще ждет долгий и трудный путь на встречу друг к другу и к самим себе настоящим.

А вот еще один пример. Девушка, родители которой очень часто по роду деятельности разъезжали по миру (переводчики) и вынуждали её менять школы, а то и вовсе месяцами не учиться, приводит на занятия по раннему развитию ребенка 6 месяцев от роду. В процессе общения выясняется, что основной посыл этого действа: у меня не было возможности учиться регулярно и планомерно, так хоть у доченьки получится. Осознанное ли это решение? Кто и что стоит за этим мотивом? Не трудно догадаться.

Как часто я слышу от родителей «измените», «исправьте», «а вот раньше он..», «а еще нужно решить то-то и то-то». Порой складывается впечатление, что психолог – это слесарь-ремонтник, который вот тут подкрутит, вот здесь заменит, а еще перекрасит или нанесет аэрографику на ваш автомобиль. А вот водитель при этом стиль вождения менять не планирует, максимум инструкцию по эксплуатации прочитает.

Так что же первично в нашем влиянии на ребенка: сознательные установки и знания, или же то, что сокрыто от нас самих в глубинах нашей же психики (установки, сценарии, убеждения). Я этого не знаю.

Но вот что я знаю точно, так это то, что дети приходят в этот мир не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям, не для того, чтобы радовать маму и папу. У каждого малыша свой путь, свои задачи, свои потенциал и предназначение. Наша же задача помочь ему в этом, ведь мы старше и опытнее, ведь именно нам доверили вот этого конкретного ребеночка (быть может, и не одного) и мы за него в ответе до тех пор, пока не придет время его отпустить в самостоятельное плавание.

А для того, чтобы не навешать на дитя свои же проекции, свои негативные установки, важно не только читать инструкции по «эксплуатации» детей, но и работать над собой и своей личностью.

Дорогие родители! Познавайте себя, любите и цените себя, заботьтесь о себе. Ведь формулу «Счастливая мама (и папа!) – счастливый малыш» никто не отменял.

Автор: Ольга Гаранина, практикующий психолог, психодраматерапевт, специалист раннего развития.


23.11.16

Похожие статьи

ООО «Детский клуб «Кидстер»

г. Минск, ул. Стариновская 31, пом. 5Н

УНП 192562797

р/с 3012271613009 в ЗАО «Альфа-Банк», код 270

свидетельство №192562797 выдано 11 ноября 2015 г.

Публичный договор 


p51.png    raschet.png

Режим работы:

понедельник-суббота

9:00–20:00


Телефон:
+375 44 790-80-80

Присоединяйтесь в соцсетях:
Facebook 
Вконтакте 
Одноклассники 
Instagram