← Блог

Индивидуальный план обучения — мифы и опасения!

К образованию детей, осуществляемому силами семьи, в мире относятся по-разному. Родители все чаще выбирают такую форму обучения для своих детей по разным причинам: религиозные взгляды, частые командировки и путешествия, активная спортивная/музыкальная деятельность детей, нежелание отдавать ребенка в традиционную школу и многие другие. Между тем, все еще остается много мифов, страхов и опасений по поводу такой формы обучения. О том, существует ли надомное обучение в Беларуси, что такое «индивидуальный план обучения» и какие страхи есть у родителей разбираемся в статье.

В Беларуси разрешен «индивидуальный учебный план». Перейти на него — сложная, но выполнимая задача. Право на обучение по индивидуальному плану оговаривается в Законе РБ «Об общем среднем образовании» (ст. 35). Для перевода до 31 августа нужно написать заявление директору среднего учебного заведения с просьбой перевести ребенка на такую форму обучения. В заявлении указывается, что ответственность за обучение своего ребенка родители берут на себя.

Ребенок остается в списке класса. Эта форма обучения позволяет, если хочется, ходить на некоторые уроки с классом. Пойти снова в школу можно с любого дня. Минимум раз в четверть (а можно и чаще, по мере изучения материала) ребенок ходит в школу, чтобы сдать выученный материал и получить оценки.

Может ли ребенок, учившийся вне школы, конкурировать со своими сверстниками? 

Да. Исследования показывают: учебные результаты таких ребят выше, чем у cверстников, которые посещали школуПри домашнем образовании проще выстроить индивидуальный подход к ребенку и сохранить познавательную мотивацию, которую душит школьная уравниловка.

Если вы решили перевести своего ребенка на внешкольное образование, это вовсе не значит, что тем самым вы должны лишать его контакта с учителем. Чаще всего дети занимаются с репетиторами — и это не обязательно влетает семье в копеечку. Не нужно (и даже вредно) дублировать школьную почасовку — одно индивидуальное занятие куда эффективнее четырех уроков в огромном классе.

Финансовое бремя необязательно нести в одиночку. На западе родители хоумскулеров образуют «кооперативы» для того, чтобы распределить нагрузку между собой. Получается группа из 5−8 детей. В этом случае репетитор тоже сможет уделить достаточно внимания каждому — но сумма, заплаченная за одного ребенка, становится в разы меньше.

Конечно, затрат на домашнее обучение все равно не избежать. Но вам не придётся сдавать деньги на ремонт. Не нужно получать «горячее питание», которое скоро окажется в урне. И для того, чтобы учиться дома, необязателен деловой стиль одежды.

В обществе всё ещё бытуют мифы об обучении вне школы:

1. «В условиях школы ребёнку прививаются такие качества, как уважение и дисциплина, умение слушать и не перебивать взрослых»

Одно из положений современной гуманистической педагогики состоит в том, что, когда ребенку интересно, он не молчит, не делает вид, что спит, а задает вопросы, возмущается или просвещает не особенно толкового товарища. Уроки, построенные в форме исследований, командных проектов, игр, дискуссий — отличная вещь, чтобы разобраться в трудной проблеме.

2.« Без школы невозможна социализация»

Что такое социализация? Социализация — это приобретение навыков, нужных для жизни в том сообществе, где эта самая социализация проходит. В широком смысле социализация означает усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится.

И дошкольные, и школьные заведения в качестве такого инструмента работают не очень эффективно, потому что адаптируют ребенка в первую очередь именно к жизни в учреждении: учат дружить с тем, с кем объединили в группу или посадили рядом, отвечать учителю по форме, не бегать по коридору. Последние исследования психологов доказывают, что с социализацией у «домашников» даже лучше, чем у обычных школьников.

Школьное устройство не повторяет всех причудливых изгибов мира. Школа, наоборот, представляет собой несколько консервативное сооружение со странным набором правил. Непонятно, для чего именно дети должны адаптироваться именно к этой системе.

3. «Обучение по индивидуальному плану — дистанционное» 

Во-первых, не следует ставить знак равенства между домашним обучением ребёнка по индивидуальному плану и дистанционным обучением. В домашних условиях родители часто прибегают к услугам частных учителей и репетиторов.

Что касается дистанционного on-line образования, то это действительно признанный современный и перспективный метод хоумскулинга, особенно актуальный в старших классах, который даёт возможность правильно совмещать традиционные методы с индивидуальным подходом. Также этот способ может помочь семьям, которые много времени проводят в разъездах.

4. «Без школьного коллектива страдает личностное развитие»

Современный мир повернут на успешности, завязанной на экстравертности и лидерских качествах. Подсознательная или даже сознательная установка на тотальную конкуренцию  — часто это все, что могут рассказать детям об отношениях.

Домашнее обучение в большей степени нацеливает ребёнка на личное развитие, потому что школе все озабочены другими вещами, внешними показателями. Те, у кого сформировалась установка на развитие, испытывают желание учиться, и пусть и совершая ошибки, двигаться вперёд.

Наконец, в случае Беларуси так называемый «индивидуальный учебный план» не запрещает посещать школу. Ребенок по-прежнему числится в журнале и может посещать уроки.

5. «Родители не в состоянии сами обеспечить качественное и профессиональное обучение ребёнка»

Возможно, может показаться, что это действительно так, особенно в отношении старших школьников. Но сегодня перед родителями открываются тысячи возможностей в организации обучения по индивидуальному плану. Родители объединяются в небольшие группы для совместного обучения своих детей, обращаются за помощью к профессиональным педагогам и репетиторам, используют интернет-ресурсы и возможности дистанционного обучения. 

К тому же в школе все учатся в одном темпе и под одной программе. Дома же ребенок учиться в том темпе, который помогает лучше всего усваивать информацию именно ему. 

В конце хочется сказать, что это очень сложный и неоднозначный вопрос — нужна ли детям школа. Можно с легкостью найти десятки защитников и противников современной системы образования. Но только вы, чувствующие и осознанные родители, можете выбрать тот вариант обучения, который подходит именно вашему ребенку. 

23.08.17

Похожие статьи

ООО «Детский клуб «Кидстер»

г. Минск, ул. Стариновская 31, пом. 5Н

УНП 192562797

р/с 3012271613009 в ЗАО «Альфа-Банк», код 270

свидетельство №192562797 выдано 11 ноября 2015 г.

Публичный договор 


p51.png    raschet.png

Режим работы:

понедельник-суббота

9:00–20:00


Телефон:
+375 44 790-80-80

Присоединяйтесь в соцсетях:
Facebook 
Вконтакте 
Одноклассники 
Instagram